Ливадийский дворец.......
Ливадийский дворец в Крыму – роскошная усадьба царской семьи
Адрес: Россия, республика Крым, посёлок Ливадия, ул. Батурина, 44а
Начало строительства: 1902 год
Окончание строительства: 1916 год
Строитель: Краснов Н.П.
Координаты: 44°28'04.0"N 34°08'37.0"E
Объект культурного наследия Российской Федерации
История шикарного архитектурного объекта под названием Ливадийский дворец начинается с 1834 года, когда город Ливадия на полуострове Крым стал собственностью богача-поляка Льва Потоцкого.
По его указке был выстроен дворец, ставший воплощением в реальность проекта архитектора по фамилии Эшлиман. Вокруг дворца был разбит парк, занимавший более 40 га.
Впоследствии поместье перешло в собственность супруги императора Александра II. По ее решению началось ведение работ по перестройке существующего дворца и возведению нового, Малого дворца, над проектом которого трудился архитектор Монигетти. Новое здание предназначалось для будущего правителя – Александра III.
Главный фасад дворца
Однако и внешний вид, и внутреннее оформление Малого дворца не отличалось оригинальностью – в некотором роде он был копией Бахчисарайского дворца, служившего в те годы образцом для возведения построек.
К началу XX столетия Большой Ливадийский дворец обветшал, а Малый оказался неспособным к удовлетворению всех запросов царской семьи – он действительно не отличался солидными размерами. Поэтому в 1904 году его владельцы решили снести Большой дворец полностью и на его месте выстроить новый. Теперь всеми архитектурными работами заведовал Краснов Н.П. Разработав проект дворца в итальянском стиле Ренессанс, он представил его целым ансамблем разнообразных сооружений. Помимо самого здания Большого дворца, частями этого ансамбля стали дворец – имение барона Фредерика, и свитский корпус.
Северный фасад дворца
Все они возводились одновременно, а в 1872 году ансамбль был дополнен итальянским двориком и дворцовой крепостью Воздвижения Честного Креста. Ворота, служащие входом во внутренний итальянский дворик, являются конструкцией итальянской сборки, и в 1750 году они были привезены из Вероны. Параллельно с работами по возведению нового Большого дворца велись и другие, связанные со строительством Зимнего театра, электростанции, завода по изготовлению льда, и полному обновлению хозяйственно-технической базы царского имения.
Результатом труда архитектора Краснова и руководимых им мастеров стало здание Белого дворца со 116-ю отдельными помещениями, 3 малых световых двора и большой внутренний двор. Все внутренние помещения дворца декорированы разнообразными элементами – это были деревянные панели, мраморные камины, лепные украшения и др. Но, несмотря на всю масштабность сооружения, оно имело всего 5 парадных комнат:
- Кабинет императора;
- Вестибюль;
- Белый зал (столовая);
- Диванная;
- Английская бильярдная.
Итальянский дворик
Малое количество парадных комнат объясняется тем, что царская семья посещала Крым только с целью отдыха. Датой окончания строительных работ по возведению Ливадийского дворца считается 14 сентября 1911 года. В тот же день он был освящен.
Оформление итальянского дворика
На рубеже XIX – XX столетий в архитектуре появляется новое направление – теперь становится модным проектировать жилые строения в необычной последовательности, называемой зодчими «изнутри наружу». Это означает, что первым делом разрабатывался проект фасада здания, а затем – его внутренняя планировка. Такому нововведению подчинился и Краснов, работая над проектом Белого Ливадийского дворца. Принимая во внимание все правила стиля эпохи Возрождения, мастер обустраивает композиционный центр комплекса в виде патио – внутреннего итальянского дворика, и присоединяет к нему множество разных по габаритам помещений.
Сам итальянский дворик со всех сторон окружен арками, а радиальные дорожки, изготовленные из плит диорита и выложенные в виде мозаики, сходятся в его центре. Для отдыха на территории дворика предусмотрены мраморные скамьи причудливой формы.
Восточный фасад дворца
Но помимо патио Ливадийский дворец имеет еще одну интересную особенность – арабский внутренний дворик-колодец. Он является своеобразным осветителем помещений, не имеющих выхода на улицу.
Планировка 1-го этажа Ливадийского дворца
Первый этаж Ливадийского дворца представлен такими помещениями, как:
- Парадная ожидательная;
- Белый зал;
- Парадный кабинет императора;
- Бильярдная;
- Кабинет-лаборатория Рузвельта.
При оформлении Парадной ожидательной мастера использовали цвет «темный орех» и в тон к нему подобрали темную драпировочную ткань. Выдержанная в стиле Ренессанса, эта комната украшена крупными орнаментальными деталями. Например, на деревянном потолке можно увидеть розетты, а на стенах – выступающие карнизы, предназначенные для установки картин и выставок поделок царских детей.
Неотъемлемой частью каждой комнаты Ливадийского дворца в Крыму являются камины. Но оформлены они все по-разному.
Южный фасад дворца
Так, в Парадной ожидательной камин отделан мрамором темно-зеленого цвета и обложен бронзой. И такое сочетание материалов не было вычурным – оно отлично гармонировало и с темной драпировкой, и с панелями стен. В целом, интерьер данной комнаты выдержан в теплых тонах, а настоящим ее украшением является ажурная люстра, изготовленная в Италии из муранского стекла и привезенная во дворец по заказу.
Интерьер Белого зала, или столовой, является уникальным в своем роде – ни одно из помещений Ливадийского дворца не имеет похожих деталей. Торжественный тон всему помещению задают четыре огромные колонны, украшенные мраморными капителями коринфского ордера, и камин, выполненный в итальянском стиле. Потолок Белого зала отделен от стен орнаментальным поясом с изображением гербов всех крупных российских губерний. Для освещения столовой за поясом были размещены электролампы – на этом настоял Краснов. Если бы помещение освещали обычные люстры и настенные светильники, ему не удалось бы выделить рельефы потолка и стен комнаты. Однако самым настоящим украшением Белого зала в Ливадийском дворце стала скульптура Пенелопы, установленная в нише на восточной стороне помещения.
Парадный кабинет императора выполнен в строгом стиле жакоб. Двери комнаты, диван и зеркало в ней отделаны красным деревом с оттенком бронзы, а верх стен украшен золотистым шелком. На потолке присутствует рельефный орнамент, а завершает его люстра, изготовленная из таких дорогих материалов, как хрусталь и позолоченная бронза. Интересными деталями кабинета, предназначенного для императора, были кресло с пюпитром, обеспечивающее удобство во время чтения, и камин из белого мрамора, перевезенный из старого дворца. Чтобы подчеркнуть стилистическую особенность императорского кабинета от других комнат, архитектор решил установить камин так, чтобы его верхняя плита опиралась на 4-гранную колонну, венцом которой служило скульптурное изображение головы.
Что касалось бильярдной комнаты Ливадийского дворца, она была оформлена в английском стиле, - тогда так было модно. Стены игрового помещения мастера обшили резным деревом, конкретно – каштаном. Но над потолком они потрудились так, что он только кажется деревянным. На самом деле он изготовлен из прессованного картона и раскрашен масляными красками.
Бильярдная. В этой комнате состоялось подписание итоговых документов Крымской конференции
Интерьер помещений, расположенных на 2-м этаже Ливадийского дворца
Второй этаж Ливадийского дворца состоит из следующих комнат:
- Верхний кабинет императора;
- Рабочий кабинет императрицы;
- Опочивальня Их Величеств;
- Будуар императрицы;
- Малая семейная столовая.
Обустройство кабинета императора, расположенного на верхнем этаже Ливадийского дворца в Крыму, полностью отражало и стиль эпохи Модернизма, и вкус самого императора. Интерьер данной комнаты выполнен в неброском серо-зеленом цвете с добавлением теплых оттенков в окружающие предметы: камин оформлен темной бронзой, а мебель обита серой тканью. Вся мебель в кабинете расставлена так, что его пространство разделилось на две зоны – для работы и для отдыха. Место для отдыха было обустроено перед светло-зеленым диоритовым камином.«Изюминкой» Верхнего кабинета императора является ковер ручной работы, подаренный дому Романовых персидским шахом.
Рабочий кабинет Императора
В интерьере Рабочего кабинета императрицы преобладают светлые породы дерева – они осветляют комнату и делают ее нарядной. Облицованный белой плиткой камин обрамлен рамкой из деревянной ясеневой этажерки, в верхней части которой вмонтировано зеркало. В кабинете императрицы стоит специальный письменный стол со встроенной доской для рисования, ведь его хозяйка очень любила рисовать.
Спальная комната, или Опочивальня Их Величеств, - не менее шикарная комната Ливадийского дворца. Выполненная в светлых тонах, она обставлена кленовой мебелью из выбеленного дерева. Стены опочивальни обтянуты нежной хлопковой тканью с набивным рисунком. Брачное ложе представлено 2-мя смежными кроватями под шелковым балдахином. Зеленый камин, обрамленный этажеркой и кленовыми шкафчиками, одновременно служит и цветовым акцентом этой комнаты, и ее украшением. Царская Опочивальня в свое время имела маленький секрет – это была так называемая тревожная кнопка, нажатием которой вызывалась охрана.
Парадная ожидательная. Во проведения Крымской конференции в зале был размещен кабинет американского президента
Будуар императрицы был предназначен для семейных посиделок и использовался как гостиная. Со светлой отделкой этой комнаты прекрасно гармонирует рояль белого цвета. А появился он здесь не случайно, ведь хозяйка дома была талантливой пианисткой. Шикарные картины, оригинальные вазы, изысканные детали декора – всё выдавало хороший вкус императрицы.
В оформлении Малой семейной столовой использовано тисовое дерево, обработанное в мастерской умельца Шиллинга. Как и в других комнатах, в небольшой уютной столовой стоит камин, облицованный керамической плиткой и обрамленный темным металлом. Украшением этой комнаты служит буфет с необычными резными элементами.
Ливадийский дворец сегодня
Ливадийский дворец, расположенный на территории полуострова Крым, в 1993 году превратился в музей. С 1994 года его помещения используются для размещения экспозиции под названием «Романовы в Ливадии».
Белый зал. Место проведения заседаний Крымской конференции
Сегодня все желающие могут ознакомиться с 2-мя экспозициями, одна из которых отображает рабочий процесс Ялтинской конференции, прошедшей в 1945 г., и пребывание на территории дворца важных делегатов из Америки и ее президента Рузвельта. Другая экспозиция, расположенная на 2-м этаже Ливадийского дворца, наглядно показывает моменты повседневной жизни большой царской семьи.
информация взята:
putidorogi-nn.ru/evropa/611-livadijskij-dvorets